Законопроект № 575479-8 предполагает, разделить СиР на "содержание" и "текущий ремонт" ОИ МКД

Управление жилым домом

18.03.2024 в 12:20

494

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка исчисления размера платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Законопроектом предлагается выделить плату за текущий ремонт в отдельный и самостоятельный вид платежа в составе платы за содержание жилого помещения. Законопроект также направлен на повышение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, за счет применения к платежам по текущему ремонту, правила перехода задолженности к новому собственнику при переходе права на помещение (по аналогии с капитальным ремонтом).

В соответствии с действующим законодательством бремя содержания имущества лежит на собственнике этого имущества. Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для собственника помещения в многоквартирном доме плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Содержания общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается собственниками помещений.

Следует отметить, что согласно статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение как капитального, так и текущего ремонта возможно лишь на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ответственность за техническое состояние многоквартирного дома действующим жилищным законодательством фактически возложена на собственников помещений в доме. Но собственники желая принять такое решение, сталкиваются с трудностью, а где-то даже с невозможностью четко установить и увидеть, какая же сумма собрана у них на текущий ремонт, так как в структуре платы текущий ремонт не выделяется и фактически включен в содержание многоквартирного дома.

Текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома является комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей и восстановления работоспособности элементов, оборудования и инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных показателей.

Подавляющее большинство организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, расчетные центры во всех субъектах выставляют в платежном документе плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме единой строкой. Денежные средства на текущий ремонт отдельно не учитываются, что приводит к колоссальному «недоремонту» и затратам государства и самих собственников на проведение капитального ремонта.

Надлежащее и своевременное проведение текущего ремонта гарантирует безопасную эксплуатацию жилого дома, снижает износ и разрушение конструкций и позволяет экономить средства для проведения капитального ремонта, потому как сегодня зачастую к капитальному ремонту дома подходят в практически изношенном состоянии.

Выделение текущего ремонта в структуре платы позволит собственникам и всем участникам жилищных правоотношений контролировать его планирование и выполнение. Перечень работ и их периодичность по текущему ремонту установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Необходимо отметить, что при изменении способа управления или смене управляющей организации, судами взыскиваются с прежней организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, денежные средства на текущий и капитальный ремонт. Но зачастую по текущему ремонту ввиду невозможности и сложности его «вычленения» из платы на содержание суды отказывают в удовлетворении заявленных требований. Также имеются случаи, когда суды напротив взыскивают полную сумму полученных денежных средств не исключая, затраты на текущее содержание и выполнение работ по минимальному перечню, что ведет к необоснованным убыткам у предыдущих организаций, осуществляющих управление домом.

Таким образом, имеется разрозненная судебная практика, не позволяющая в полной мере осуществить текущий ремонт в многоквартирном доме, что существенно нарушает права граждан.

В целях плавного перехода на учет средств, поступающих на текущий ремонт общего имущества, законопроектом предусматривается порядок размещения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, отчетности о количестве поступивших средств, о сумме задолженности, а также о стоимости запланированных и выполненных работ по текущему ремонту. С 1 января 2025 года такая информация будет доступной для граждан в системе ГИС ЖКХ с ежеквартальным обновлением.

Поскольку текущий ремонт - это работы по ремонту или благоустройству общего имущества МКД на плановый, на срок не менее 1 года, период, то неоплаченная сумма собственником жилого помещения (задолженность по строке текущего ремонта) влечет «недоремонт» в отношении всего дома. Ввиду этого, законопроектом предусматривается переход обязанности по оплате задолженности по текущему ремонту на нового собственника квартиры (аналогичный принцип действует в отношении взносов на капитальный ремонт). Законопроект будет способствовать повышению «прозрачности» собираемости и расходования денежных средств граждан на текущий ремонт, пресечению случаев «недоремонта» либо нецелевого расходования средств граждан и улучшению качества предоставляемых услуг и работ по ремонту элементов, оборудования и инженерных систем многоквартирного дома.

Пакет документов к Федеральному закону можно скачать по ссылке: sozd.duma.gov.ru