Госдума показала правительству первую желтую карточку после выборов

РОН

21.03.2024 в 07:00

366

Депутаты обратились к Михаилу Мишустину по поводу ветхих лифтов.

Сфера ЖКХ — что дитя у семи нянек, которое без глаза и с вечно разодранными коленками. Вроде есть в стране Минстрой. Если его потереть, под толстым слоем стройки можно отыскать коммуналку. Но по факту дела весьма плохи — лифты не чинятся, трубы текут. Огромная отрасль оказалась совершенно неприкаянной. За что-то отвечает ведомство Ирека Файзуллина, за что-то Минэнерго и далее по списку. Вот Госдума в среду и решала, что делать, чтоб у жилищно-коммунального хозяйства наконец уже появился один, настоящий хозяин.

- Горе мужу тому, которым управляет жена. И горе городу тому, которым управляют многие, - глава думского комитета по ЖКХ Сергей Пахомов вооружился древней цитатой в интерпретации Ивана Грозного.

Собственно, российская коммуналка и есть тот самый мифический город, которым управляют все и никто одновременно. Живет отрасль по заветам Аркадия Райкина. Никто не понимает, кто шил костюм. Итог плачевный. Настолько, что думцы решили: целиком этого слона не проглотить. Надо есть его по частям. Начать решили с лифтов.

А так как Госдума собирается отнюдь не для того, чтобы просто поговорить (это не устает при случае подчеркивать Вячеслав Володин), палата решила направить Михаилу Мишустину официальное обращение с конкретными предложениями.

Это не то чтобы черная метка в преддверии будущих возможных перестановок в кабмине. Скорее желтая карточка. Думцы явно дали понять правительству: они не довольны. Не должно так быть, чтоб даже было непонятно, кого при необходимости вызывать на ковер.

Депутат от КПРФ Анжелика Глазкова напомнила, что не далее как этой зимой в ГД ждали на правительственный час вице-премьера Марата Хуснуллина. Он тогда прийти не смог, а так хотелось его послушать. Ведь именно он курирует в правительстве блок строительства и ЖКХ.

Но Глазкову притормозил президиум палаты: далеко не за все вопросы в ЖКХ отвечает Хуснуллин. Все, что творится на стыке коммуналки и энергетики, например, держит на карандаше вице-премьер Новак. В общем, если так пойдет, можно в стенах Госдумы половину кабинета министров собрать только лишь для того, чтобы спросить: доколе в стране будут застревать и падать лифты? И не факт, что кто-то внятно ответит.

К слову, в Минстрое уже не ответили. Сергей Пахомов рассказал, что его комитет уже писал в ведомство и получил ответ из серии «хорошего вам настроения!».

- Замминистра Алексей Ересько нас поблагодарил и пожелал всего самого доброго. А лифтовая отрасль находится..., - Пахомов на несколько секунд задумался, подбирая верное слово так, чтобы при этом остаться в рамках парламентской этики, - там, где мы все прекрасно понимаем.

Конечно, все прекрасно поняли, где. Ведь депутаты видели абсолютные цифры.

«В настоящее время в эксплуатации находится более 600 тысяч лифтов, износ которых в ряде субъектов составляет более 50 процентов. К 2025 году более 140 тысяч лифтов (из них - 96 929 лифтов с истекшим сроком эксплуатации и 43 317 лифтов с истекающим назначенным сроком службы до 2024 года) должны быть заменены. Примерная стоимость этих работ составляет порядка 300 миллиардов рублей», - говорится в тексте обращения нижней палаты к Мишустину.

Лифты нужны не просто новые, а безопасные, энергоэффективные, комфортные и доступные для инвалидов и мам с колясками. Сейчас этот праздник жизни обитатели многоэтажек могут себе позволить только за свой счет. То есть за счет накоплений на капитальный ремонт. Но замена лифта — одна из самых дорогостоящих манипуляций. Так что жильцам приходится выбирать — лифт или крыша, например.

Минпромторг дал депутатам цифры по стоимости замены лифта — от 2,5 до 4,3 миллиона рублей за штуку в зависимости от региона. Но это не единственная проблема. Еще одна — не производят у нас столько лифтов, сколько надо для замены всего фонда. Думцы подсчитали, что заводы-изготовители загружены максимум на 60%. Ну и еще проблема в том, что нет в отрасли ЖКХ нормального рынка, посетовал Пахомов.

На это немедленно отреагировал депутат-коммунист Николай Арефьев. Как можно вообще произносить слово «рынок» в таком деле, возмутился он. Коммунальное хозяйство — дело общественное. Он даже посоветовал коллеге убрать из лексикона слово «рынок».

- Ну, со своим лексиконом я сам справлюсь, - заверил Сергей Пахомов, - Рынок - это в цивилизованном виде нормально функционирующая система, где есть место и государству, и бизнесу, и общественному.

Вячеславу Володину пришлось призвать думцев к порядку и самоорганизации:

- Вы видели где-нибудь в постановлении слово «рынок»? А мы расплываемся - есть ли жизнь на Марсе? Давайте о том, что у нас лифты скоро выйдут из строя.

Решение, которое депутаты предложили Мишустину, более чем конкретное: создать отдельное министерство ЖКХ. Правда, пока не до конца понятно, как именно это поможет скорее произвести новые лифты или хотя бы уберечь старые от падения. Но о чем можно сказать наверняка — в этом случае думцы будут точно знать, какого министра вызвать на ковер.

Источник: mk.ru