Саратовский минстрой предлагает саратовцам купить новые лифты в кредит

Лифтовое оборудование

23.10.2024 в 11:05

115

Темпы замены за счет Фонда капремонта не выдерживают критики

Ситуация с лифтами в Саратовской области близка к катастрофической. Жители жалуются на состояние подъемников, которые буквально разваливаются на глазах. В 2018 году из-за падения лифта пострадала женщина, она ехала с 5 этажа и внезапно подъемник обрушился и застрял между вторым и третьим этажами. Горожанку доставали спасатели, она с травмами попала в больницу. К счастью, сработала стоп-система, но могло закончиться трагедией. Чаты представителей власти завалены сообщениями о плохом состоянии подъемников. Корреспондент 164.RU разбирался в вопросе.

— Лифт работает со дня сдачи дома. Довольно часто заедают двери, тогда лифт стоит на каком-либо этаже с открытой дверью и не едет. Бывает просто не вызывается по непонятной причине, — рассказывает Татьяна Анатольевна, жительница многоэтажки на Белоглинской 21/31, построенной в 1976 году. — Сейчас такое случается немного реже, но некоторое время назад мы очень часто ходили пешком. Лишь заходишь в лифт, нажимаешь кнопку, а он не едет. Хорошо хоть, выпускает обратно… мы живём в первом подъезде. Наш дом кооперативный, на общих собраниях не раз обсуждалось состояние лифтов, но стоит это очень дорого, и жильцам самим заменить их не под силу, — говорит саратовчанка.

Недавно проблемы лифтового хозяйства в Саратовской области обсуждали на заседании местного «Яблока». Как рассказал 164.RU руководитель реготделения Илья Козляков, в стране 130 тысяч лифтов требуют ремонта и замены до 2030 года, из них 40 тысяч — в особенно критическом состоянии. Приводя эти цифры, он сослался на данные зампреда комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой.

Для решения этой проблемы партийцы предложили вывести оплату замены лифтов из расходов на капремонт (как это происходит сейчас) в расходную часть федерального бюджета или целевую программу. Они обратились с этим предложением к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, губернатору Роману Бусаргину, и. о. Госжилинспекции региона Юлии Абрамовой и и. о. главы Средне-Волжского управления Ространснадзора Евгению Васильеву.

До 1 сентября на проверку лифтов Ростехнадзором в стране был мораторий. Сейчас депутаты Госдумы предложили повысить разрешенный срок эксплуатации этого вида техники с 25 до 30 лет. Замминистра строительства и ЖКХ Саратовской области Александр Мышев, выступая 17 октября на очередном заседании саратовской гордумы, заявил, что для модернизации лифтового хозяйства только в жилых домах Саратова нужно 2,5 млрд рублей. Где их взять, местные власти не знают, разве что возложить расходы на самих жителей.

В региональном Минстрое сообщили 164.RU, что в Саратовской области на сегодняшний день 2600 многоквартирных домов, которые оснащены 8553 лифтами. Старше 25 лет из них 3414 лифтов или почти 40% фонда в 1056 многоквартирных домах.

Из общего числа в Саратове 716 многоквартирных домов с 2447 лифтами, в Энгельсе — 62 здания с 232 лифтами. В 2023 году, по информации министерства, за счет Фонда капитального ремонта в регионе было заменено всего 63 лифта, из которых 62 в Саратове и один — в Энгельсе. То есть в Энгельсе за год заменили 0,4% от общего количества при среднеобластном дефиците в 40%, в Саратове — 2,5%, а в целом по региону — 0,7% от всех лифтов или 1,8% от подлежащих немедленной замене. При сохранении этих темпов все 40% лифтов, подлежащих замене в данный момент, поменяют на новые за 54 с лишним года. Только за это время «срок годности» оставшихся 60% лифтов закончится минимум дважды.

Какое-то количество лифтов заменили за счет жителей управляющие компании, но в Минстрое не знают, сколько. Предоставление государственного финансирования на капитальный ремонт общего имущества домов, в том числе на замену лифтов в домах российским законодательством вообще не предусмотрено.

Сейчас в большинстве домов с аварийными лифтами деньги фонда капремонта хранятся на специальных счетах, но так как состояние домов в целом оставляет желать лучшего, собственники тратят их на более приоритетные нужды — ремонт крыш, водопровода, канализации, систем теплоснабжения. На подъемники просто не остается средств.

При этом в ответе на запрос 164.RU, подписанном министром Михаилом Бутылкиным, указано, что граждане могут самостоятельно увеличить взносы на капремонт или «привлечь заемные средства в кредитных организациях». Напомним, ключевая ставка Центробанка сейчас свыше 20% и кредит ниже этой ставки ни один банк жильцам не предоставит. Как решать застарелую проблему, остается загадкой.

Источник