11 августа в строительном магазине «Леруа Мерлен» на проспекте Лихачёва в Москве начался пожар, который удалось в итоге быстро потушить. Площадь возгорания составила 40 кв. м. К счастью, в нём никто не пострадал. Незадолго до этого, 3 августа, в подмосковной Истре произошёл масштабный пожар на складе маркетплейса Ozon, общая площадь которого составляла аж 50 000 кв. м. Сообщалось об одном погибшем и более 10 пострадавших. Эксперты в сфере строительства и пожарной безопасности объяснили «Секрету фирмы», почему в России участились пожары в коммерческих помещениях.
Проектировщики vs строители
Собеседник «Секрета», который работает в одной из проектных компаний, заверил, что при создании проекта любого объекта пожарная безопасность обязательно учитывается — там серьёзно подходят к этому вопросу.
«Другой вопрос, как к этому относятся строители. Как они построили, где подключали, где сэкономили или украли. Когда мы делаем новые здания, то к этому крайне серьёзно подходят. Но всякие склады — это часто не новострой, а реконструкция. И вот в процессе стройки заказчик или подрядчик могли сэкономить. Но это очень индивидуально», — заявил он.
По словам собеседника, при приёме объекта специалисты по пожарной безопасности проверяют выполнение норм: есть ли эвакуационные выходы, работает ли система пожаротушения, сигнализация, планы эвакуации. Но часто эти вопросы решают «кривыми путями».
«Бывает такое, что могут и эксплуатационщики ошибиться. Например, в домах есть отдельный пожарный водопровод. И иногда люди сами воруют пожарные шланги, испытания водопровода не проводятся. Поэтому важна и нормальная эксплуатация после сдачи. Поэтому могли и проектировщики нормально спроектировать, строители могли нормально построить. Но те, кто эксплуатирует здание, могли накосячить», — отметил собеседник.
Но инженер по качеству строительства Сергей Бакин считает, что строители строят здания по проектной документации. А вот проектировщик должен учитывать требования пожарной безопасности.
«Строители имеют право замещать определённые материалы. Но те, которые касаются пожарной безопасности, — тут должно быть только изменение от проектировщика. Приёмная комиссия досконально проверяет соответствие проекту, они же несут ответственность», — рассказал эксперт.
По словам инженера, вряд ли приёмная комиссия станет закрывать глаза на недостатки, поскольку в ней участвуют разные структуры. Это и авторский контроль, и технадзор. Он также допустил, что пожары могут быть вызваны неправильной эксплуатацией помещений без учётов рисков возгорания.
Виноваты все, а крайних нет
Эксперт по пожарной безопасности Константин Кузнецов рассказал, что претензии и к проектировщикам, и к строителям обоснованы. Проблема в том, что нынешнее законодательство не требует от проектной организации получения лицензии на проектирование пожарной безопасности.
«Раньше эта лицензия требовалась, но потом в рамках борьбы с бюрократией её отменили. Странно, что не отменили дипломы врачей, ведь это тоже бюрократия. И вот это убожество стало причиной того, что пожарные системы проектируют абы кто и абы как. А контролирующие органы не могут просматривать всю документацию. Есть нормативные требования, но их можно не выполнять», — сообщил он «Секрету».
Претензии же к строителям также имеют место быть, но касаются скорее не строителей, а заказчиков. Причина в том, что пожарные системы используются крайне редко — только в случае пожара. В нормальном состоянии она находится в спящем режиме. Поэтому все заказчики на ней экономят.
«Мысль о том, что в случае пожара исчезнет сразу всё, в голову заказчикам не приходит», — отметил Кузнецов.
Получается, что с одной стороны, есть слабая проектная проработка, а с другой — желание заказчиков сэкономить на системах, которые не приносят прибыль.
«Строители бездумно выполняют проект, который изначально плох. Кроме этого, строителю поставлена задача сэкономить на чём только можно. В итоге возникает ситуация, при которой крайних нет», — посетовал он.
По словам эксперта, для того, чтобы провести экспертизу соответствия требованиям пожарной безопасности гипермаркета «Леруа Мерлен», десяти сотрудникам надо три недели. «Теперь посчитайте, сколько объектов регулярно вводится в эксплуатацию. Получится, что в органах Госстройнадзора должно работать не меньше сотрудников, чем в МВД».
При приёме объекта в эксплуатацию сотрудник Стройнадзора проверяет работу систем пожарной безопасности. В отчёте указывается, что всё работает в момент испытаний. На самом деле проверяется работа только одного датчика дыма, после чего должны сработать сирена и пожарные системы. Но работают ли все остальные датчики — неизвестно.
Кроме этого, проверяющий изучает соответствие построенного объекта проекту, но, поскольку у него мало времени, он не углубляется в документы. Инспектор пожарной безопасности получает видеозаписи проверок, на специальном компьютере оценивает работоспособность противопожарных систем, после чего проверки заканчиваются.
«Дальше на объекте появляется обслуживающая организация, которая занимается техническим обеспечением всех смонтированных систем. Она начинает выяснять все сложности, оказывается, что система толком не работает. И тогда эту организацию меняют на ту, которая не задаёт лишних вопросов. Это называется "потёмкинские деревни"», — резюмировал эксперт.
Источник: https://secretmag.ru/