С 1 марта 2023 года вступили в силу отдельные положения ФЗ от 14 июля 2022 г. No 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (далее - Закон No 266) в соответствии с которыми запрещается передача третьим лицам данных из ЕГРН.
Подробно возникшие противоречия в законодательстве описаны в письме АКОН от 21 декабря 2022 г в Правительство РФ, на которое от имени Правительства РФ 26 декабря 2022 г. ответило Минцифры, определенное в качестве межведомственного координатора, разослав по госорганам письмо АКОН и прошлую переписку с Ассоциацией за 2021-22 годы и ответ Минстроя от 25 января 2023г. по ГИС ЖКХ.
Ассоциация АКОН повторно обратилась в Правительство РФ - дать поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) устранить данную правовую коллизию, противоречия в нормативно-правовых актах, возникшие после вступления в силу с 1 марта 2023 года отдельных положений Закона № 266 о персональных данных.
1. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги нотариусов получения выписок из ЕГРН формирования реестра собственников помещений МКД изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.
2. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.
3. С целью конкурентного ценообразования расширить круг участников и предложить распространить оказание данной услуги на иные организации (в первую очередь кредитно-финансовые), работающие с объектами недвижимости и являющиеся операторами персональных данных – банки, страховые компании. Более востребована услуга будет в отделениях и филиалах банков, расположенных в МКД или непосредственной близости от них, где УО/УК, ТСЖ уже открыли счета по сбору платежей собственников за ЖКУ или накопительные спецсчета на капремонт.
4. Реформировать деятельность органов госжилнадзора, находящихся в ведении Минстроя, наделив функциями «реестродержателя» и гаранта, обеспечивающего законный процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК. Обеспечение ведения реестров УО/УК и ТСЖ с использованием определенных в законодательстве информационных систем (ГИС ЖКХ и др.), контроль за полнотой, достоверностью и актуализацией данных.
5. Поручить внести изменения в НПА в части обязательного информирования собственником управляющего МКД (УО/УК, ТСЖ), а также орган госжилнадзора при изменении в праве собственности на помещение в МКД, путем направления уведомления в электронном виде в информационной системе (ГИС ЖКХ). Заблокировать переход права собственности без внесения данных изменений в информационную систему. Обязать нотариусов при регистрации/переходе данных прав внесения необходимых изменений в информационную систему (ГИС ЖКХ)
6. Поручить доработать механизма реализации функционала ГИС ЖКХ (и в мобильном приложении) в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ. Сместить акцент на сервисную составляющую услуги, взяв за основу наиболее удачные IT решения мобильных приложений банков и страховых компаний.
7. Упросить и расширить доступ в ГИС ЖКХ к актуальному реестру собственников жилых помещений, всех категорий в соответствии с требованиями ЖК РФ для проведения ОСС. Верификацию получателя при электронном запросе осуществить через Госуслуги, ЭЦП. Получать доступ к данным через личный кабинет, мобильное приложение, без технической возможности тиражирования и пересылки данных. Часть персональных данных возможно предоставлять в зашифрованном виде (например, QR код).
8. В случае получения от собственника запрета
на передачу третьим лицам данных из ЕГРН, обязать собственника определить своего
уполномоченного представителя (физическое лицо – юриста, доверительного
управляющего или госорган) по доверенности представлять его интересы с правом
голосования на ОСС с отметкой о данном статусе. Персональные данные об
уполномоченном представители содержатся в ЕГРН и доступны при формировании
реестра собственников помещений в МКД, вместо персональных данных собственника.
Председателю Правительства
Российской Федерации
Михаилу Владимировичу Мишустину
103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д.2
Заявитель: Чулочников Н.В.
Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,
стр. 2, этаж 3, ком. 5
Электронная почта: chulochnikov@acon.pro
Тип: обращение
Исх. № 01/14-11/2023П
от «14» ноября 2023 г.
Уважаемый Михаил Владимирович!
С 1 марта 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14 июля 2022 г. No 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»… (далее - Закон No 266) в соответствии с которыми запрещается передача третьим лицам данных из ЕГРН.
С июля 2022 года Ассоциация АКОН ведет регулярную переписку с уполномоченными Правительством РФ федеральными госорганами (Минстроем, Росреестром, Роскомнадзором) о возникших противоречиях в нормативно-правовых актах, связанных с раскрытием персональных данных при организации общего собрания собственников (далее – ОСС). Подробно противоречия описаны в письме, от 21 декабря 2022 г, направленном в Правительство РФ (Исх. № 01/21-12/2022), на которое от имени Правительства РФ 26 декабря 2022 г. ответило Минцифры (№П10-90481), определенное в качестве межведомственного координатора, разослав по госорганам письмо АКОН и прошлую переписку с Ассоциацией.
Несмотря на полученные ответы от федеральных госорганов, Ассоциация АКОН до их пор не получила чётких разъяснений о законной деятельности управляющих организаций/управляющих компаний (далее -УО/УК) и товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) при вступлении в силу данных поправок.
Из обращений УО/УК и ТСЖ в Ассоциацию АКОН следует, что сложившаяся система доступа к персональным данными, ведение реестра собственников и организация ОСС блокирует деятельность добросовестных управляющих.
Во-первых, законодательно не отрегулирован процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК, например, получившей многоквартирный дом (далее – МКД) в управление по результатам конкурсной процедуры. Новая УО/УК не имеет возможности на законных основаниях получить в госорганах информацию и оперативно проверить полноту и достоверность переданных ей персональных данных от предыдущей УО/УК чтобы сформировать полноценный реестр собственников для проведения ОСС, т.к. данный МКД еще не включен в ее лицензию. Недобросовестная УО/УК имеет возможность сознательно искажать персональные данные в реестре, чтобы сделать его недействительным и затормозить передачу МКД новой УО/УК.
Во-вторых, в Жилищном Кодексе до сих пор не урегулирован вопрос проведения ОСС помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием «системы» (пункт 2 статьи 44(1), часть 6 статьи 45, часть 1(1) статьи 46, часть 14 статьи 47(1).
В своем ответе от 25 января 2023 года (№3275-МС/04) Минстрой России наконец озвучил свои планы по решению данного противоречия. Минстрой пишет, что «для обеспечения доступности информации о ЖКХ, бесперебойности функционирования ГИС ЖКХ (или Система), повышения эффективности ее использования для граждан, органов власти и организаций отрасли ЖКХ, а также безусловного соответствия функциональности ГИС ЖКХ нормам законодательства РФ Минстроем России совместно с Оператором ГИС ЖКХ в настоящее время проводится работа по реализации функционала ГИС ЖКХ в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ.
Кроме того, в целях нивелирования возможных негативных последствий, в том числе выраженных в отсутствии сведений о собственниках помещений в МКД и как следствие невозможности проведения ОСС помещений, принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании, Минстроем России прорабатывается вопрос необходимости внесения соответствующих изменений в рамках подготовки проекта поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 78299-8 «О внесении изменений в ЖК РФ» (далее - проект поправок).
Однако в ЖК РФ до сих пор нет прямого указания на перечень всех используемых «систем», в жилищном законодательстве нет четкого описания их свойств, необходимого функционала, а проект поправок (ФЗ № 78299-8) завис в Госдуме летом 2023 года на стадии первого чтения. Несмотря на издание Минстроем приказа от 13 сентября 2023 №660\пр «Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения в ГИС ЖКХ информации из ЕГРН об объектах, указанных в пунктах б и 7 части 1 статьи 6 ФЗ от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и приказа от 13 сентября 2023 г № 661/пр «Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в законодательстве нет необходимого правового механизма понуждающего ответственный орган или лицо за своевременное и полное размещение достоверной информации для ведения актуального реестра собственников помещений в МКД, отсутствует законный и удобный механизм оперативной проверки достоверности данной информации и отсутствует необходимый уровень ответственности за нарушения недобросовестных участников
В-третьих, как ранее предлагала Ассоциация АКОН, решение привлечения услуг нотариусов, а также использование многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) для получения выписки с персональными данными из ЕГРН оказалось технически недоработанным, т.к. данные услуги изначально предполагают получение выписок ЕГРН по незначительному количеству помещений, для удостоверения или перехода права собственности при проведении конкретной операции с недвижимостью. Распространение тарификации данной услуги на множество помещений (а современные МКД – это в среднем 300-500 квартир, с увеличением доли домов с более чем 1500 жилых помещений) сделано без учета финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. По опросу УО/УК и ТСЖ средняя стоимость выписки ЕГРН у нотариуса составляет порядка 500 руб., однако в ряде случаев необходимо брать повторно выписку с дополнительными данными для реестра, тогда стоимость возрастает до порядка 1700 руб, за помещение.
Данные расходы законодательно не включены в
минимальный перечень услуг, оказываемых УО/УК и не включены в бюджеты ТСЖ,
следовательно, УО/УК и ТСЖ не могут на этом основании, автоматически, без
решения общего собрания включить в свои услуги содержание и ремонта и поднять
на эту величину размер своей платы.
Михаил Владимирович!
Прошу Вас дать поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) устранить данную правовую коллизию, противоречия в нормативно-правовых актах, возникшие после вступления в силу с 1 марта 2023 года отдельных положений Закона № 266:
1. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги нотариусов получения выписок из ЕГРН формирования реестра собственников помещений МКД изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.
2. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.
3. С целью конкурентного ценообразования расширить круг участников и предложить распространить оказание данной услуги на иные организации (в первую очередь кредитно-финансовые), работающие с объектами недвижимости и являющиеся операторами персональных данных – банки, страховые компании. Более востребована услуга будет в отделениях и филиалах банков, расположенных в МКД или непосредственной близости от них, где УО/УК, ТСЖ уже открыли счета по сбору платежей собственников за ЖКУ или накопительные спецсчета на капремонт.
4. Реформировать деятельность органов госжилнадзора, находящихся в ведении Минстроя, наделив функциями «реестродержателя» и гаранта, обеспечивающего законный процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК. Обеспечение ведения реестров УО/УК и ТСЖ с использованием определенных в законодательстве информационных систем (ГИС ЖКХ и др.), контроль за полнотой, достоверностью и актуализацией данных.
5. Поручить внести изменения в НПА в части обязательного информирования собственником управляющего МКД (УО/УК, ТСЖ), а также орган госжилнадзора при изменении в праве собственности на помещение в МКД, путем направления уведомления в электронном виде в информационной системе (ГИС ЖКХ). Заблокировать переход права собственности без внесения данных изменений в информационную систему. Обязать нотариусов при регистрации/переходе данных прав внесения необходимых изменений в информационную систему (ГИС ЖКХ)
6. Поручить доработать механизма реализации функционала ГИС ЖКХ (и в мобильном приложении) в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ. Сместить акцент на сервисную составляющую услуги, взяв за основу наиболее удачные IT решения мобильных приложений банков и страховых компаний.
7. Упросить и расширить доступ в ГИС ЖКХ к актуальному реестру собственников жилых помещений, всех категорий в соответствии с требованиями ЖК РФ для проведения ОСС. Верификацию получателя при электронном запросе осуществить через Госуслуги, ЭЦП. Получать доступ к данным через личный кабинет, мобильное приложение, без технической возможности тиражирования и пересылки данных. Часть персональных данных возможно предоставлять в зашифрованном виде (например, QR код).
8. В случае получения от собственника запрета на передачу третьим лицам данных из ЕГРН, обязать собственника определить своего уполномоченного представителя (физическое лицо – юриста, доверительного управляющего или госорган) по доверенности представлять его интересы с правом голосования на ОСС с отметкой о данном статусе. Персональные данные об уполномоченном представители содержатся в ЕГРН и доступны при формировании реестра собственников помещений в МКД, вместо персональных данных собственника.
Приложение:
1. Ответ Минстроя России (от 25.01.2023 г. исх. №3275-МС/04)
2. Ответ Минцифры (от 26.12.2022 г. исх. №П10-90481)
3. Письмо
Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину (от 21.12.2022 г. исх. №
01/21-12/2022)
С глубоким уважением,
Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников